В ДОМЕ, где мы живем, есть интересная семья. Их трое: бабушка, мама и дочка. Они верующие, почитают православные традиции. Бабушка имеет два высших образования. После технического института она поступила на актерское отделение. Мама - художница, расписывает храмы. Дочь Оля до 5-го класса училась в церковно-приходской школе. Эта школа только для маленьких детей. Стал вопрос о дальнейшем образовании. Мама и бабушка походили по округе в поиске подходящей школы и так и не определились. Девочка растет застенчивая, не привыкшая к условиям коллективного климата, а между тем самостоятельная и умная. Выход был один - экстернат. Есть платные, есть бесплатные. Мама Оли решила, что от платных толку будет больше. Возможно… К тому же плата оказалась им доступной: примерно 10 тысяч рублей за один учебный год (в каждом экстернате разная). Сейчас Оля в 7-м классе. Ни она сама, ни мама, ни бабушка не жалеют. Девочка опережает на целый учебный год своих ровесников. Три раза в неделю она приезжает в школу-экстернат по месту жительства, получает учебные задания (их можно получить и через интернет) и осваивает их самостоятельно или вместе с мамой, бабушкой. Каждый семестр сдает экзамены - на "отлично"…
…Алексей уже в 14 лет маялся от школьной скуки, от нежелания учиться из-под палки и от жажды иметь собственные деньги. Как-то по дороге из школы он забежал в пиццерию перекусить. И в момент тщательного пережевывания высмотрел в промежутке полуоткрытой двери парня своего возраста. Тот суетился на кухне. Леша, недолго думая (не любил он этим заниматься), рванул к администратору по залу с просьбой принять его на работу. Ему отказали. Тогда он отправился к директору и все-таки уговорил, убедил, разжалобил. Продолжал учиться в школе, а вечерами подрабатывал. Летом после 9-го класса он ушел из пиццерии, стал торговать дисками. В сентябре записался в вечернюю школу-экстернат. За год закончил 10-й и 11-й классы. И на год раньше своих сверстников поступил в Академию бизнеса на платное отделение. Причем родители не вложили в него ни копейки. Сейчас он студент третьего курса и имеет собственный киоск, продающий диски.
ИДЕЯ школ-экстернатов в принципе не нова: и в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование. Также детей с ослабленным здоровьем - из-за частых пропусков уроков.
Режим учебы различен. В основном таков: от 2 до 4-х раз в неделю ребята приезжают в экстернат на консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Если ваш ребенок в течение длительного времени находится, к примеру, за границей - такая форма обучения для него идеальна. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами, спортом или снимаются в кино. Или усердно осваивают языки. Для них экстернаты - счастливая возможность все успеть. Бывает, девушка забеременела уже в школьные годы. Заочное и самостоятельное обучение спасут ее от психологического шока и позволят дать образование наравне со всеми и даже раньше. Необычно? Непривычно? Но и дети у нас весьма необычные и зачастую попадают в непривычные для нас взрослых ситуации. В новом веке - новые времена!
ПРИКАЗ об утверждении "Положения о получении общего образования в форме экстерната" вышел в 2000 году. В этом Положении определено, что экстернат - это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без пометки "экстернат" - такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему равноценный.
С тех пор не нужна весомая причина, чтобы оставить школу по месту жительства и уйти в экстернат. Почему оставить? Например, в 7-8-м классах каждый день у ребят должно быть по шесть-семь уроков плюс три часа на домашнее задание. Получается десятичасовой рабочий день. Подросток дополнительно занимается в кружках и секциях, ходит на подготовительные курсы в вуз. Разве реально все успеть? А как обидно в этом случае тратить время впустую.
Нынешняя ситуация такова: экстерном теперь стремятся обучаться многие старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вуз. Многовариантность и гибкость этой системы позволяет подогнать учебный процесс индивидуально к каждому ребенку, подростку, слушателю. Есть удобный вариант для будущих абитуриентов. Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого предмета. Выучил физику за 10-й класс, тут же закрепил экзаменом и принялся за другой предмет… Вот вам и углубленный подход к изучению предмета. Имеется возможность пересдачи для улучшения аттестата. В экстернате гораздо легче получить аттестат с отличием, нежели в обычной школе.
Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности - и есть те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.
В НАЧАЛЕ о достоинствах экстерн-образования.
А теперь - недостатки, вернее проблемы.