Точка зрения репетитора

Светлов Михаил

Некоторые замечания о преподавании и математике

Обычно про математику можно слышать полярные мнения: какая-то часть людей считает, что она ум в порядок приводит;  другая часть полагает, что математика ум сушит,-  вспомните выражение «сухой математический ум».

Мы хотим, чтобы у наших детей было всё самым наилучшим образом, чтобы были умные,

чтобы разбирались во всём том, в чём надо разбираться. Разве не так? И при этом чтобы обошли рифы перенапряжения, проблем со здоровьем, чтобы были ласковые, сильные, красивые, умные…

И вот тут выясняется удивительная вещь: почти все дети, занимаясь математикой, физикой и прочими точными науками, оказывается, совершенно не понимают, как надо думать и к чему надо быть внимательным. Например, люди кусают ногти, теребят свою макушку, нервно ходят туда-сюда, соревнуются с одноклассниками до умопомрачения (в буквальном смысле). Но, постойте, это не имеет никакого отношения к умению правильно и эффективно думать и решать задачи, стоящие перед нами. Мне посчастливилось знать очень умных и интересных людей: от бывших однокурсников (я учился на Физтехе –  МФТИ)  до академиков, причём людей разных культур, и западной и восточной, так вот   когда человек, умеющий думать, решает задачу, он как будто слегка рассуждает: «Ну вот это, наверное, так, а вот это так, и ответ, наверное, такой, и это, кажется, всё».

В общем, проблема как бы сама собой растворяется - всё оказывается очень обычным и простым.

Что я понимаю под словами «хороший преподаватель» (не очень люблю слово «репетитор», ибо возникает образ тупой дрессировки лениво упирающегося ослика - ученика)?

Хороший преподаватель должен знать сам предмет, то есть конкретно уметь решать все те примеры в вузы или школы, к которым он готовит, но это только техническая сторона дела.

Есть преподаватели, работающие на кафедрах в самых лучших институтах, принимающие экзамены, а их ученики почему-то так и не выучиваются.

Всё очень просто: ребёнок - живой. Он в чем-то сильный, а в чём-то слабый. Задача хорошего преподавателя – понять, в чём он силён и в чём он слаб, - понять, как, опираясь на его сильные стороны, развить то, что надлежит развитию.

Надо уметь подойти к обучению естественно, чтобы оно раскрывало мышление, обогащало образы, собирало естественное внимание и приносило умение достигать целей не напрягаясь (при этом интенсивно действуя и работая).  

Если преподавателю это удаётся,  то можно пожинать плоды своих трудов: дети поступают, а если даже и не сразу это удается, то поступают чуть позже или, может быть, в другой вуз,  родители благодарят и можно спокойно предаваться написанию опусов подобного этому :)      

 
Светлов Михаил проводит занятия по математике и физике со школьниками и абитуриентами (подробная информация)

Вернутся на предыдущую страницу.

Хостинг от uCoz