Обычно
про математику можно слышать полярные мнения:
какая-то часть людей считает, что она ум в порядок
приводит; другая часть
полагает, что математика ум сушит,- вспомните выражение «сухой
математический ум».
Мы хотим, чтобы у наших
детей было всё самым наилучшим образом, чтобы были умные,
чтобы разбирались во всём
том, в чём надо разбираться. Разве не так? И при
этом чтобы обошли рифы перенапряжения, проблем
со здоровьем, чтобы были ласковые, сильные,
красивые, умные…
И вот тут выясняется
удивительная вещь: почти все дети, занимаясь
математикой, физикой и прочими точными науками,
оказывается, совершенно не понимают, как надо
думать и к чему надо быть внимательным. Например,
люди кусают ногти, теребят свою макушку, нервно
ходят туда-сюда, соревнуются с одноклассниками
до умопомрачения (в буквальном смысле). Но,
постойте, это не имеет никакого отношения к
умению правильно и эффективно думать и решать
задачи, стоящие перед нами. Мне посчастливилось
знать очень умных и интересных людей: от бывших
однокурсников (я учился на Физтехе –
МФТИ) до академиков, причём людей
разных культур, и западной и восточной, так вот когда человек, умеющий
думать, решает задачу, он как будто слегка
рассуждает: «Ну вот это, наверное, так, а вот это
так, и ответ, наверное, такой, и это, кажется, всё».
В общем, проблема как бы
сама собой растворяется - всё оказывается очень
обычным и простым.
Что я понимаю под словами
«хороший преподаватель» (не очень люблю слово
«репетитор», ибо возникает образ тупой
дрессировки лениво упирающегося ослика -
ученика)?
Хороший преподаватель
должен знать сам предмет, то есть конкретно уметь
решать все те примеры в вузы или школы, к
которым он готовит, но это только техническая
сторона дела.
Есть преподаватели,
работающие на кафедрах в самых лучших
институтах, принимающие экзамены, а их ученики
почему-то так и не выучиваются.
Всё очень просто: ребёнок -
живой. Он в чем-то сильный, а в чём-то слабый.
Задача хорошего преподавателя –
понять, в чём он силён и в чём он слаб, - понять,
как, опираясь на его сильные стороны, развить то,
что надлежит развитию.
Надо уметь подойти к
обучению естественно, чтобы оно раскрывало
мышление, обогащало образы, собирало
естественное внимание и приносило умение
достигать целей не напрягаясь (при этом
интенсивно действуя и работая).
Если преподавателю это
удаётся, то можно
пожинать плоды своих трудов: дети поступают, а
если даже и не сразу это удается, то поступают
чуть позже или, может быть, в другой вуз, родители благодарят и можно
спокойно предаваться написанию опусов подобного
этому :) |