"Огонек" № 47 (4827) Декабрь 2003
Наталья Радулова

ЭКСТЕРН, ЕЩЕ ЭКСТЕРН


В последнее время популярность экстерната растет на глазах. Чем же хороша эта форма обучения, если ты не больной и не спортсмен? Об этом я и поговорила с Галиной Алексеевной МИСЮТИНОЙ, директором Центра интенсивных технологий образования. Обычно именно к ней приходят родители, когда хотят выбрать для своего ребенка школу получше или форму обучения поудобнее.

"ЭТО СПОСОБ ПЛАТНОГО ПОЛУЧЕНИЯ АТТЕСТАТА"

Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, директор 57-й московской школы:

- Я против введения экстерната. Наша школа не занимается этим видом деятельности в связи с тем, что обязательства по отношению к ученику обеспечить его занятия экстернатом возможны только в том случае, если человек по микрорайону посещает школу. У нас таких мало. Я не имею ничего против идеи экстерната. Она является важной и полезной. Практика школ с высоким уровнем требований показывает абсолютную бессмысленность экстерната для детей, которые пришли в специализированные классы или в классы с повышенным уровнем образования. Поэтому применительно к нашей школе ничего хорошего я сказать не могу.

Это не относится к идее вообще. Что же касается введения экстерната в существующем сегодня виде, мне известно - он является легальным способом платного получения документа об образовании. Возможно, что сведения мои ограничены и я ошибаюсь. Но знакомство с московской системой образования экстерном и рядом людей, занимающихся экстернатом и получивших диплом об окончании школы, заставляет меня думать так, а не иначе.

- Галина Алексеевна, объясните мне как профессионал, какие же плюсы у экстернат-обучения?

- Во-первых, можно выспаться. Согласитесь, веское преимущество. Также можно самому или с подачи родителей решить, как организовать свой рабочий день: в какое время сесть за учебники, а когда пообедать или погонять в футбол. Во-вторых, можно раньше определиться с выбором профессии и решить, на какой предмет "поднажать", а где взять поверхностные знания. Многим учителям и ученикам нравится и необычный способ подачи знаний в экстернате - так называемое блочное изучение предмета: выучил предмет полностью, сдал его - и свободен! Изучение с таким глубоким погружением в материал - это действительно неплохая подготовка для будущих абитуриентов.

- Всего-то?

- Да, за остальные консультации придется платить.

- И много?

- Все зависит от уровня школы и, собственно, решения директора. Но в основном цены стандартные, такие же, как у обычных репетиторов. Правда, это касается индивидуальной формы консультаций. Если ребенок будет работать в небольшой группе, то родителям, естественно, придется платить гораздо меньше.

- А деньги куда?

- Школе и самим учителям, естественно. Как за оплату отдельных консультаций. Но я хочу предупредить, что не каждая школа проводит дополнительные консультации.

- Если я захочу, чтобы мой ребенок обучался экстерном, то директор не вправе мне помешать?

- Есть так называемые базовые школы-экстернаты в каждом округе Москвы, а все остальные школы имеют право переводить своих учеников на эту форму обучения. Если ребенок учится в обычном классе и ему по какой-либо причине нужно перейти на обучение экстерном, то родители пишут заявление на имя директора школы, и администрация должна удовлетворить желание родителей и ребенка.

- Короче, не отвертятся они.

- Сейчас по закону администрация любой школы не имеет права вам отказать. Но нужно реально смотреть на вещи. Есть ли у школы возможность проводить обучение экстерном? Если на всю школу нашлось всего два ребенка-экстерна, то кто будет с ними возиться, проводить отдельные аттестации в определенное время, которое устраивает детей, но может совсем не устраивать учителей?

- А есть ли какие-то ограничения по возрасту?

- Документы от учеников на экстерн-обучение принимаются в общеобразовательных школах только до 18 лет. А после восемнадцати - это уже вечернее обучение.

- Когда лучше всего позаботиться о поступлении в экстернат?

-Если вы вдруг захотите перевести ребенка в экстернат в середине одиннадцатого класса - это будет нереально. Если ребенок половину года проучился на очном обучении, то и экзамены ему придется сдавать на общих основаниях, по общей форме. А с десятого, в крайнем случае сразу после десятого класса, вы оговариваете способ обучения с администрацией школы. Если договориться с администрацией не получается и вас что-либо не устраивает - переводите ребенка в другую школу, где уже есть достаточно большое количество экстернов и система, что называется, отработана.

- Но на деле учителя и завучи делают все возможное, чтобы ученики ходили в классы, как всегда. Это так?

- В каждой школе по-разному. В одной - директор и классный руководитель идут навстречу детям. В другой - всячески противятся экстерну, считая это новомодным и вредным увлечением. Но последних становится все меньше и меньше. Очень много школ сейчас специализируются на интернет-подготовке. И задания, и консультации, и проверка работ происходят по интернету.

- А не является ли это и самым большим минусом - то, что ребенку фактически достаточно для получения диплома сидеть дома за компьютером?

- Да, это главный минус экстерната. К тому же это очень болезненно, когда, проучившись десять лет в одном классе, ребенок вынужден отстраниться от коллектива, перейти на новую форму обучения. Психологически дети обычно переносят это очень тяжело.

- Что, даже выпускного бала нет?

- Некоторые школы-экстернаты проводят для своих детей выпускные балы. А некоторые - нет.

- Что бы лично вы посоветовали родителям, которые думают о том, чтобы перевести ребенка в экстернат?

- Родителям надо все взвесить. С одной стороны, экстернат может как облегчить, так и усложнить и поступление в вуз, и само психологическое состояние ребенка. И все же я бы советовала переходить на экстерн-обучение в классе десятом. Если в этом есть острая необходимость.

- А кто ввел моду на экстернаты?

- Одаренные дети, которые готовились к поступлению в престижные вузы. Почему-то считается, что так ребенку будет легче поступить в вуз. Но я вам по секрету скажу - гарантий никаких нет. Все зависит от самого ребенка, от его готовности долго и упорно учиться. Но с другой стороны - у нас свободная страна. Каждый решает сам для себя.

"ЗА" И "ПРОТИВ"

Настя, студентка 4-го курса МГЛУ:

- Было немножко страшно: я, отличница, оказалась в школе, в которой был экстернат. Мама с папой сказали: "Вряд ли тебе будет там весело и ты заведешь много новых друзей". Я смирилась с тем, что это время мне придется вычеркнуть из жизни. Но постепенно у меня там появлялось все больше и больше знакомых. Все были такие разные, в обычной школе такого никогда не увидишь. Многие старше, давно бросили школу, хлебнули взрослой жизни, а потом решили доучиться (точнее, получить аттестат): девочки, родившие детей, мальчики, отслужившие в армии (за мной даже ухаживал один такой мальчик, школьная наука ему давалась с большим трудом). Я общалась со всеми, хотя раньше думала, что интересно может быть только с людьми своего круга. Вечерняя школа помогла мне избавиться от снобизма.

Сережа, студент 3-го курса ИСАА МГУ:

- Мне кажется, что я просто не умею учиться в школе: не умею усваивать информацию в том виде, в котором ее подает школа. Хорошие оценки были только по тем предметам, которые мне нравились, а по остальным - на урок идешь, как на каторгу. В общем, аттестат в девятом классе мне дали с большим трудом. Тогда я понял, что так я не окончу школу никогда, и решил попробовать сдать экстерном экзамены сразу за одиннадцатый класс. В течение недели я не должен был заниматься вообще ничем, кроме одного предмета. Это оказалось для меня таким облегчением! За неделю перед экзаменом я прочитывал учебник (обычно два учебника: за десятый и одиннадцатый классы), сам спокойно разбирался во всем, что было непонятно. Не могу поручиться за все школы, но я все сдавал по-честному, в том числе и химию с физикой.

Зоя, аспирантка РГГУ:

- Из-за чего я ушла в экстернат - сейчас уже трудно вспомнить. Так я ни с того ни с сего попала в вундеркинды, сэкономила себе год. Сразу поступила на свой филфак, оказалась самой младшей на курсе. Зачем я себе этот год экономила - в общем-то, так до конца и не поняла, не мальчик ведь, в армии не служить! Но на четвертом курсе у меня родился сын, я взяла академ, сэкономленный год пригодился: окончила вместе со своими ровесниками. Сейчас я уже учусь в аспирантуре, а из моего класса еще не все окончили институты: кто тоже в академ уходил, кто отчислялся-восстанавливался, кто факультет менял... Я одна успела и сына родить, и диплом защитить, и в аспирантуру поступить. Одноклассники смеются, что я впереди планеты всей. Если бы мне снова было шестнадцать и в руках у меня был аттестат, я бы лучше сэкономленный год потратила на что-то необычное и неожиданное, на пробу своих возможностей, например, попробовала бы поступить во ВГИК или в Литинститут... Посоветовала бы я кому-то оканчивать школу экстерном? Однозначного ответа у меня нет. Для меня это был выход, и для многих, наверное, тоже; и это было некое достижение, повысившее мою веру в себя. Но то, что я сама у себя украла год, - это не пустые слова. И мне очень жаль этот потерянный год общения.

Хостинг от uCoz