Элитное образование. № 3 (44)., 05.03.03г.
Елена Малыгина

Внимание! ЭКСТЕРНАТ

Новые времена преподносят нам много сюрпризов, и, надо признаться, не всегда приятных. К последним относится проблема выбора: мы каждый день как будто стоим на распутье, вспоминая классическое "Быть или не быть...". Те же ассоциации возникают при мысли о школьном образовании, которое теперь может быть платным или бесплатным, специализированным или базовым, с выездом учителей на дом или в интернате. А обычная средняя школа так и остается средней в буквальном смысле. Реформы образования ударили прежде всего по родительскому кошельку, помогли расслоить общество на обеспеченных и малоимущих, но принципиально мало что изменили в подаче знаний в массовых школах. А есть ли им альтернатива? Да такая, чтобы качественная и недорогая. Пожалуй, есть. Имя ей - экстернат.

Проблема старой системы образования

Бесспорно, нашим старшим поколением мы можем гордиться. За рубеж наряду с природными ресурсами мы всегда поставляли "мозги", причем конкурентоспособные. Значит, фундаментальное образование - это не так уж и плохо. Однако старые стены под лавиной нынешней информации практически разрушены, они не выдерживают нагрузки прогресса и требуют капремонта. Раньше, если человека учили строить дома, он мог всю жизнь возводить типовые коробки и не беспокоиться об отсутствии архитектурных изысков. В новом веке придется постоянно двигаться вперед. Поэтому будущих специалистов нужно научить учиться самостоятельно. Они должны знать, как добыть необходимую информацию, и умело ее применить. "Компьютерные" дети особенно упорно цепляются за новинки. Их мозг, их восприятие уже устроены по-другому. Согласно природе, они отключаются в момент скучного объяснения, неинтересной, серой подачи знаний и с жадностью впитывают все динамичное и увлекательное.

Школьная реформа предоставила педагогам свободу выбора методики преподавания. Но эта возможность оказалась благом для лучших из них, которых в обычной школе осталось штучное количество. Иной раз они со своими прогрессивными взглядами с большим трудом выживают внутри коллектива "замороженных" учителей. А вот наши "уставшие" преподаватели в связи с переменами стали еще более уставшими. Появилось больше свободы, но она им не нужна... Да и стимула меняться нет: мизерные деньги и переполненные классы "бестолковых" детей.

Экстернат - острая необходимость

Помечтаем! Как хочется, чтобы дети ходили в современные школы. Где большая светлая столовая, буфет с мультивитаминными соками, фруктами и пышными булочками. Где оборудован большой спортивный зал, функционируют различные секции, тренажерный зал, бассейн, проходят школьные соревнования. Где любимым местом детей была бы огромная библиотека с достойным книгохранилищем и отличными компьютерами с выходом в Интернет. Очень хочется, чтобы профессия учителя стала престижной, а зарплата - на уровне министра. Тогда педагогами будут лучшие из лучших, и становиться ими начнут по призванию. А пока этого нет, мы ломаем голову, как максимально погрузить свое чадо в знания, уберечь от унижений и раскрыть учителям глаза на его индивидуальность, таланты и способности, которыми наделены все дети без исключения. Вот тут и приходят на помощь экстернаты. Идея, в принципе, не нова - и в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование, а также детей с ослабленным здоровьем из-за частых пропусков уроков.

Анна Коноплянникова, учитель математики

Мое мнение по поводу школы-экстерната двойственно. Раньше экстерном обучались дети с ослабленным здоровьем, которые месяцами лечились в больницах, - это было оправданно. Но они имели возможность заниматься самостоятельно (пособиями их обеспечивали). Сейчас каждый ученик может выбирать: учиться по обычной программе или экстерном. У нас очень много детей, которые даже в обычном режиме не усваивают материал, А уж в ускоренном темпе осилить школьный курс им будет совсем не под силу. В конечном итоге страдает качество получаемых ими знаний. На мой взгляд, экстернат приемлем только для одаренных детей. И мне не нравится, что экстернат в школе стал чем-то вроде моды. Родители всегда найдут причину: мол, у нас нет времени для подготовки в вуз. Но такие заявления не только несерьезны и необдуманны, но и компрометируют то высшее учебное заведение, куда собирается поступать их чадо. Каждый родитель при переводе ребенка на экетернатную форму обучения обязан подойти к этому вопросу осторожно, взвешенно и с полной ответственностью. А иной раз они даже забывают о здоровье сына или дочери. Ведь ускоренное обучение - огромная нервная и психологическая нагрузка. Будет тяжело и ребенку, и родителям. Часто нанимают репетиторов, идут на курсы. Я оцениваю знания, полученные в экстернате, "на троечку". Причем заметьте, в каждой школе есть одаренные дети, которые побеждают на различных конкурсах и олимпиадах, серьезно увлечены наукой, однако они, как правило, не переходят на ускоренную форму обучения. Слишком этот шаг ответственен.

Андрей Бубенцов, учитель истории

Может, я романтик, но в учебе экстерном вижу только один существенный минус. Вы когда-нибудь видели счастливые глаза той первоклашки, которую самый "взрослый" одиннадцатиклассник по традиции первого сентября несет на руках? Школьная пора - это множество трогательных моментов: слезы расставания (или радости) после завершения учебы; дружный костяк в классе; в общем, до боли знакомое выражение "школьные годы чудесные". Экстернат быстро закругляет эту романтику и заставляет детей рано взрослеть. Ведь там они уже учатся не по принуждению, а потому что надо. Мне нравится необычный способ подачи знаний в экстернате - блочное изучение предмета: выучил предмет полностью и сдал его. Просто не успеешь забыть материал, да и изучение идет с погружением. Это действительно неплохая подготовка к институту. Есть и другие преимущества ускоренного образования. Отлично высыпаешься, сам планируешь свой день, никто не дергает с вопросами, не заставляет убираться в школе. Не нравится оценка? Пересдай. Ребята, как правило, знают, на какой предмет "поднажать", а где взять поверхностные знания. Будущее именно за таким отношением к учебе, к делу и вообще к жизни. Прошли те времена, когда общество двигалось по инерции. Сейчас важно научить молодое поколение самостоятельной работе, умению отслеживать необходимое и находить возможности для применения полученных знаний. Просто эта программа еще непривычна для нашего общества и потому многими оспаривается. А зря! Этот способ получения знаний современен, гибок и рационален.

Так что же такое экстернат сегодня? Согласно "Положению о получении образования в форме экстерната", это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без пометки "экстернат", такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему равноценный.

Режим учебы различен. В основном он таков: от двух до четырех раз в неделю ребята приезжают в школу на консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через Интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Если ребенок в течение длительного времени находится, к примеру, за границей - эта форма обучения для него идеальна.

Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание ответственности и самостоятельности - вот те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.

Хостинг от uCoz